Глубокский районный исполнительный комитет

Адрес райисполкома:
211800, Витебская обл., г. Глубокое, ул. Ленина, 42

Телефон приемной:
8 (02156) 2 58 65
Факс: 8 (02156) 2 58 30

Вышестоящий государственный орган

График приема физических лиц, их представителей, представителей юридических лиц

Панорама
Панорама
28 апреля 2022

О заключении договоров в строительстве

В настоящее время проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) в строительстве по объектам, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и (или) государственных внебюджетных фондов, осуществляется на основании законодательства о государственных закупках (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012  № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг) (далее – Закон).

Согласно абзацу второму статьи 1 Закона под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств,а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.

В связи с этим, если организация является получателем бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (подпункт 1-44 пункта 1 статьи 2, пункт 1 статьи 20 Бюджетного кодекса Республики Беларусь), то приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств должно осуществляться путем проведения соответствующей процедуры государственной закупки. Подрядные организации не являются получателями бюджетных средств, следовательно, и не имеют законных оснований для проведения процедуры государственной закупки.

В соответствии с абзацем тринадцатым статьи 1 Закона предмет государственной закупки – это товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 21 Закона неоднородные товары (работы, услуги) можно объединять в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) только если они технологически и функционально связанны друг с другом. В связи с чем, при объединении в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) неоднородных товаров (работ, услуг) необходимо обосновать технологическую и функциональную связь между ними.

При этом, если в отношении части товаров (работ, услуг) Советом Министров Республики Беларусь установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок, то объединять такие товары (работы, услуги) нельзя (абзац третий пункта 3 статьи 21 Закона).

Отмечу, что согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона цена предложения – это стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником, в том числе включающая налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, а также иные расходы, уплачиваемые участником в связи с исполнением договора государственной закупки (далее – договор) в случае признания его участником-победителем.

Таким образом, порядок формирования цены предложения и, соответственно, цены договора завиcит от того, каким образом сформирован предмет государственной закупки.

Так, при проведении закупок работ, услуг в строительстве в соответствии с законодательством в договорах строительного подряда цена заказчика и предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнения работ) без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых поручены заказчиком подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню. Цена договора формируется в соответствии с нормами Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – постановление № 1553).

Согласно части первой пункта 1 статьи 25 Закона не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй пункта 1 статьи 25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Изменение условий договора в части сроков исполнения обязательств и цены допускается в случаях, предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06. 2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также случаях, предусмотренных Советом Министров Республики Беларусь в иных постановлениях (как, например, постановление № 1553 и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда»), в части, не противоречащей Закону.

Заключение по результатам процедур государственных закупок договора на выполнение строительных работ без учета стоимости оборудования с условием увеличения цены договора на стоимость, приобретаемого подрядчиком оборудования, не допускается.

В связи с этим, если предмет государственной закупки составляют только подрядные работы и цена предложения участника формируется без учета стоимости оборудования, то последующее приобретение и оплата оборудования должны происходить посредством проведения заказчиком отдельной процедуры государственной закупки в соответствии с Законом.

В случае планирования закупки выполнения подрядных работ и поставки оборудования одновременно, в документах, представляемых для подготовки предложения, указывается, что цена предложения участника должна быть сформирована из цены подрядных работ, рассчитанной согласно постановлению № 1553, и стоимости оборудования.

В таком случае по результатам закупки будет заключаться смешанный договор, а его цена будет включать стоимость подрядных работ, определенную согласно постановлению № 1553, и стоимость оборудования, которые, по общему правилу, являются неизменными.

При этом, участник-победитель заключает договор в части выполнения подрядных работ в качестве подрядчика, в части поставки оборудования – поставщика.

Таким образом, если предмет государственной закупки включает в том числе и приобретение оборудования, участник процедуры государственной закупки при участии в процедуре должен установить его стоимость, которая в последующем может быть изменена только в случаях, предусмотренных Законом и Советом Министров Республики Беларусь.

Важно помнить, что в силу абз.12 ч.1 ст.25 Закона о борьбе с коррупцией нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок, является правонарушением, создающим условия для коррупции.

Необходимо отметить, что прокуратурой района на постоянной основе изучаются сведения о проведенных на территории района закупках, в том числе в строительстве.

К примеру, в текущем году при анализе сведений, размещенных на электронной торговой площадке http://goszakupki.by. устанавливались существенные нарушения законодательства при проведении государственных закупок в строительстве на объектах: «Устройство наружной сети хозяйственно-бытовой канализации ГУО «Средняя школа №2 г. Глубокое», «Благоустройство прилегающей территории ГУО «Глубокская районная гимназия», в связи с чем прокурором района организатору закупок вносились соответствующие предписания, процедуры закупки по результатам их рассмотрения были отменены.

 

Заместитель прокурора

Глубокского района

младший советник юстиции                                                   Я.И. Сосновский

Интернет-ресурсы