Глубокский районный исполнительный комитет

Адрес райисполкома:
211800, Витебская обл., г. Глубокое, ул. Ленина, 42

Телефон приемной:
8 (02156) 2 58 65
Факс: 8 (02156) 2 58 30

Вышестоящий государственный орган

График приема физических лиц, их представителей, представителей юридических лиц

Панорама
Панорама
Главная / Экономика / Торговля и услуги / Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

О работе местных исполнительных и распорядительных органов  в сфере защиты прав потребителей

Уполномоченный по защите прав потребителей: главный специалист отдела экономики – Шуневич Наталия Васильевна (каб. 53) тел.: 8(02156) 2 58 54.

Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.

Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.

Беларусь подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества, формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ, а также созданию условий для защиты их потребительских прав и интересов.

Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.

В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов.

Уполномоченными постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.

Кроме того, уполномоченными по защите прав потребителей рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.

В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные  по защите прав потребителей ежегодно принимают   участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В Республике Беларусь, как и во всем мире, 15 марта проходит праздник «День потребителя».

Традиционно в рамках проведения данного праздника в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей. Местными исполкомами проводятся ”горячие линии“ по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб. В крупных торговых объектах организуется работа  консультационных пунктов по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В 2022 году девиз Всемирного дня защиты прав потребителей – «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Потребители финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных и др.) имеют такие же права и обязанности, как и в случае с любыми другими услугами.

Вопросы защиты прав потребителей, возникающие при оказании услуг банками, лизинговыми, инвестиционными компаниями, рассматриваются Национальным банком Республики Беларусь, в случае страховых услуг – Министерством финансов Республики Беларусь.

В компетенцию этих государственных органов входит, прежде всего, контроль за соблюдением финансовыми организациями обязательных условий договоров, пресечение навязывания услуг, сокрытия существенной информации, намеренного введения в заблуждение и других недобросовестных практик.

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам, создать комфортную пользовательскую среду.

По данным исследования, проведенного институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2020 году, среди жителей Витебской области наиболее востребованы такие цифровые финансовые инструменты как интернет-банкинг (об использовании проинформировали  91,9% опрошенных) и мобильный банкинг (51,9%).

Наименее популярны онлайн-операции страхования, открытия депозита, текущего счета, подачи налоговой декларации, получения кредита, программы и приложения для учета доходов и расходов, планирования финансов.

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг, но одновременно возросли риски клиентов финансовых компаний.

Чем выше финансовая грамотность потребителей, тем больше у них возможностей для использования всего спектра цифровых технологий и защиты от интернет-угроз, в том числе финансового мошенничества.

В республике утвержден и реализуется план действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы.

В частности, планом предусмотрено функционирование Единого интернет-портала финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь (http://www.fingramota.by/).

С помощью портала можно повысить свою компетенцию в финансовой сфере, ознакомиться с основными правилами  безопасности при использовании цифровых финансовых услуг и т.д.

 

 

Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей

Порядок предъявления претензий и исков

Образцы заявлений, исков и претензий

Товары легкой промышленности, предлагаемые потребителям, должны соответствовать требованиям качества и безопасности

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935 «О некоторых мерах по защите прав потребителей»

Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»

Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров

Об услугах

О товарах

Об особенностях покупок в интернет-магазинах

О товаре ненадлежащего качества

О бесплатной упаковке

Интернет-ресурсы